Семейное образование признали в России официально в 2012 году. И, несмотря на то, что общество в этом вопросе достаточно консервативно, с каждым годом растет число семей, решившихся выбрать такую систему обучения для своего ребенка.

Почему семейное образование становится таким востребованным? Причины можно разделить на несколько групп.

Психологические

- проблемы с адаптацией к школьной жизни у ребенка

- конфликты с учителем или одноклассниками

- ребенок опережает сверстников в развитии, в традиционной школе ему скучно и неинтересно

- негативные воспоминания самих родителей о школьных годах и попытка оградить от этого детей

Социальные

- проживание семьи не на территории России

- частые переезды, связанные с работой родителей

- ребенок занимается спортом, музыкой и пр. на профессиональном уровне

Медицинские

- ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ребенка

- отклонения в развитии

Другие

- религиозные или идеологические убеждения родителей

- полная приверженность какой-либо системы образования, отличной от представленных в школах

Сейчас уже достаточно ресурсов, которые помогают "семейникам" освоить учебную программу. Различные школы предлагают как онлайн-обучение, так и реальные встречи в Центрах семейного обучения. При этом по результатам опросов 79% родителей сами определяют методы обучения для своих детей, около 15% прибегают к помощи репетиторов, а 6% используют альтернативные школы. В 2018 году семейное образование получали 21660 детей.

Интересно, что родители хоумскулеров - это, как правило, люди 30-40 лет, с высшим образованием. В семье обычно не меньше двух детей, а мама работает по свободному графику, либо полностью посвящает себя семье.

Те семьи, которые уже имеют некоторый опыт семейного образования, отмечают, что сталкивались на своем пути с несколькими мифами об этом процессе.

1. Если у родителя нет педагогического образования, то ничего не получится. При желании разобраться можно во всем, главной задачей на первое время становится вопрос выбора учебников и пособий, составление плана и режима занятий.

2. Ребенок не будет ничего делать, потому что он дома. Как отмечают родители, не факт, что ребенок что-то делает и учит, находясь в школе. А для организации процесса обучения дома нужна правильная мотивация.

3. Социализация. Очень популярный последнее время довод противников семейного образования. Однако, психологи утверждают, что при правильном поведении родителей в повседневной жизни, проблем с социализацией не будет. Ребенок все также ходит в магазины, кино, больницы и т.д., а на общение со сверстниками у него остается гораздо больше времени, чем при традиционном обучении.

4. Это дорогое удовольствие. Вопрос спорный. Конечно, есть затраты, которые в обычной школе не возникают (например, покупка учебников, хотя иногда можно получать их в школе). Но в то же время нет расходов на школьную форму, различные "нужды класса", питание в столовой (которое очень многих не устраивает) и пр. Родители "семейников", как правило, общаются друг с другом в чатах и соцсетях и часто обмениваются учебными пособиями.

5. Трудность в обучении физике, химии. Дети, прошедшие несколько лет семейного обучения, уже самостоятельно выбирают себе образовательную траекторию. Изучение химии или физики не становится для них проблемой - всегда есть оналйн-ресурсы (в том числе бесплатные), разборы тем на ютубе или занятия с репетиторами по особо сложным темам.

Важно помнить, что выбирая семейное образование, родители принимают ответственность за то, что ребенок будет изучать, формируют расписание и организуют распорядок дня. Определяют для себя: останутся ли в роли родителя или на период обучения будут выступать в роли учителя. А инструментов, которые позволяют измерить, кто более академически успешен, хоумскулеры или школьники, ни в России, ни за рубежом нет. 

Читайте также: Семейное образование в Европе: а как у них?

Категории: 
автор: Ирина Еремеева

social share

Новостные заметки