Семейное образование - это возможность выбрать для изучения те предметы, которые ребенку действительно интересны или пригодятся в будущем. Эти неограниченные возможности выбора могут привести к хаосу - невозможно изучить все вокруг, хотя так много соблазнов. Без четкого планирования и расписания есть риск получить переутомление или заработать эмоциональное выгорание.

Варианты планирования при семейном образовании выбираются с учетом особенностей семьи, самого ребенка и вовлеченности родителей в этот процесс.

Какие варианты планирования на семейном обучении можно выбрать?

1. Планирование на год

Это аналогия с привычной школьной методикой, когда тематический план составляется сразу на весь год. Чаще всего такое планирование выбирают начинающие "семейники", поскольку они еще не знают, какой стиль и темп обучения у их ребенка.

Составить такой план можно уже в апреле-мае или во время летних каникул. Очень удобно подбирать образовательные материалы - это можно делать заранее. Например, если попался при чтении ленты образовательный фильм про жизнь насекомых - вы его сохраняете в соответствующую папку на компьютере. То же самое с печатной продукцией - заведите несколько папок/коробок и складывайте  в них книги, журналы и пр.

2. Планирование на месяц

Можно разбить весь учебный материал по предмету на количество месяцев до аттестации. Затем каждый месяц составлять подробные планы с конспектами, упражнениями, тестами и т.д. Как будет изучать предметы ребенок - решать вам и ему. Кому-то удобнее это делать блоками по одному предмету (неделю заниматься географией), другим - по школьному принципу, несколько предметов в день.

3. Планирование на неделю

Примерный календарно-тематический план на весь год в этом случае тоже есть. Но вот конкретно прорабатывается он на неделю вперед. Заранее подбираются все упражнения для уроков, материалы для поделок по технологии, тесты, распечатки и пр. Вся организационная работа обычно приходится на выходные: убрать пройденные материалы, подобрать новые.

4. Планирование блоками

Блочное изучение дисциплин выбирают обычно ученики, которые осваивают программу средней и старшей школы. Для младших классов такая система вряд ли подойдет.

Ребенок выбирает предмет, который будет изучать, и время (например, неделю). В зависимости от предмета можно освоить разные части курса: по ОБЖ за неделю можно пройти и весь курс, по математике - часть, какую-то большую тему. После изучения теории обязательно провести несколько тестов или контрольных. Затем можно перейти к другому предмету. В некоторых школах аттестация построена именно на таком блочном принципе.

5. Метапредметное планирование

Такой подход позволяет не разделять знания на отдельные дисциплины. Ребенок изучает материал во взаимосвязи, когда поставленная задача требует знаний по математике, окружающему миру, истории и другим предметам. Это один из сложнейших подходов в семейном обучении. Но именно он учит видеть картину мира целиком и показывает, как теория применяется в обычной жизни.

При таком подходе нужен значительный запас времени, нужно четко ставить цели и понимать чему вы учите. Интегрированные уроки очень хороши для групповых занятий - кроме собственно изучения темы, дети помогают друг другу и дополняют процесс своими знаниями.

Читайте также: Как организовать пространство для семейного образования

Категории: 
автор: Ирина Еремеева

social share

Новостные заметки