Все взрослые соглашаются с тем, что принуждение - не лучший способ общения с ребенком. Гораздо успешнее и быстрее процесс обучения и воспитания идет при наличии правильной мотивации. Но вот как ее создать? Какие приемы и методы будут правильными?

Для начала нужно понять, что мотивация в любом виде деятельности работает  по схеме: я стараюсь => у меня получается => есть результат, который меня радует => я стараюсь ... Если данную цепочку разорвать в любом месте, мотивации не будет.

Теперь уже понятно, что родителям нужно приложить некоторые усилия для сохранения каждого звена цепочки. А сделать это можно несколькими способами.

Забота. Современным детям банально не хватает заботы и присутствия родителей рядом. Иногда им нужны советы не по учебе, а по простым бытовым вопросам, которые родители даже не принимают во внимание, для взрослых это из разряда "само собой". Например, второклассник не может делать сам уроки, отвлекается, растягивает этот процесс на долгие часы. Может быть, он просто не умеет концентрировать внимание и организовывать время?  Можно предложить пользоваться таймером - по 15 минут заниматься, а потом 5-10 минут активного отдыха.

Поощрения. Они не должны быть какими-то глобальными, гораздо эффективнее маленькие награды. Ребенку сложно тянуться к цели "получишь пять за четверть - куплю планшет", у него банально не хватит терпения, потому что результат он не видит прямо сейчас. Конечно, такой подход применим к младшему школьнику, а не к выпускнику школы.

Одобрение/неодобрение. Здесь важно соблюдать баланс и помнить, что любой человек ценен сам по себе, а не в зависмости от его успешности в школе, спорте и пр. Психологи советуют не перебарщивать: выражать одобрение не только результату, но и процессу ("Ты так стараешься научиться этому, мне очень нравится твое упорство, я думаю, у тебя все получится").

Неожиданные награды. Очень часто смена шаблона поведения запоминается детьми на всю жизнь и становится приятной неожиданностью. Например, школьник долго готовился к экзамену или соревнованию, но сдал неудачно. А родители вместо привычных фраз "Я тебя предупреждал..." поддержали его и обсудили дальнейшие действия. Само собой, нужно очень тонко чувствовать момент и состояние ребенка.

Чувство ребенка, когда он "Сделал!". Состояние эйфории, когда получилось то, к чему долго стремился - это сам по себе прекрасный мотиватор к действию. Теперь ребенок понимает ради чего стоит терпеть трудности и преодолевать лень, неудачи, ошибки. Задача родителя - почаще моделировать такие ситуации, когда ребенок сам сделает этот последний шаг и добьется результата.

Справедливость. Этот аспект хорошо применим для разных скучных, но необходимых дел. Например, домашние обязанности - если живут и пользуются квартирой все, то убираться, готовить, ремонтировать тоже должны все (в соответствии с возрастом и умениями).

Коллективная и семейная мотивация. Дети обычно очень дорожат своей принадлежностью к какой-либо группе. И если в семье не принято обсуждать знакомых, унижать близких, то и для ребенка это становится нормой поведения. Вне семьи коллективную мотивацию нужно использовать только в положительных тонах: "это нужно, чтобы ваш класс лучше выступил", а не "ты подведешь своих одноклассников".

Из всех перечисленных способов нет ни одного универсального, который подошёл бы любой семье и любому ребенку. Вытянуть из ребёнка внутреннюю мотивацию - задача не из легких, но для чутких и  думающих родителей это не станет проблемой.

Категории: 
автор: Ирина Еремеева

social share

Новостные заметки