Большинство педагогов и специалистов уверены, что среди младших школьников нет детей, неспособных к математике. Такой "диагноз" обычно ставят тем, кто сталкивается с конкретными трудностями. А вот преодолевать эти трудности детей никто не учит - у педагогов не хватает времени на индивидуальный подход, а родители просто не знают об их существовании и списывают все на "гуманитарный склад ума".

Между тем можно все затруднения с математикой у младших школьников распределить по следующим признакам:

= нет навыка счета, путается в цифрах, плохо считает;

= не может понять суть задачи, после первого же наводящего вопроса кардинально меняет решение;

= может решить задачу по шаблону, но при любом изменении условия испытывает трудности;

= не понимает сложные или формальные тексты, если объяснить задачу "на пальцах", то решает;

= наглядное мышление слабо развито, представить в уме - сложная задача;

= сложно удерживать внимание - в длинных вычислениях много ошибок

Что делать, если у младшего школьника трудности с математикой?

1) Ждать "созревания" мозга, которое очень важно в математике. У всех детей этот процесс проходит по-разному. Кто-то уже в пять лет может соотнести число и количество предметов, другие и в 10 делают это с трудом. Помогает опять же конкретика: переводите на примеры из жизни. Например, дробь 12/24 можно объяснить так: 12 яблок нужно поделить между 24 мальчиками, сколько достанется каждому?

2) Развивать навыки счета, используя игровые элементы. Здесь помогут игры-бродилки, игры с кубиками (когда нужно набрать определённое количество очков, но с условием, например, при выпадании двойки результат обнуляется) и пр.

3) Развивать наглядное мышление и учить выделять суть. Любимые игры дошкольников "Что лишнее?" или "Какой предмет должен быть следующим?" переносим на числа. Для выделения сути нужно разбирать задачи с кучей лишних данных.

4) Развивать логику, причем необязательно на математических понятиях. Например, вот такие "бредовые" задачки прекрасно учат логически мыслить и развивают понимание языковых конструкций:

Кафля всегда либо бегает, либо дышит.
a. Кафля дышит на бегу;
b. Кафля не дышит стоя;
c. Кафля не дышит на бегу.

5) Развивать воображение. Рисуете комбинацию геометрических фигур, расположенных произвольно. Затем ребенок должен дорисовать так, чтобы был виден предмет или даже сюжет. Еще здесь подходят различные мозаики по типу "Сложи узор", дорисовка симметричных фигур и т.д.

Категории: 
автор: Ирина Еремеева

social share

Новостные заметки