Трудно спорить с тем фактом, что письмо от руки постепенно умирает. Раньше это был крайне полезный навык - множество документов, справок, докладов и пр. Сейчас все заменили печатные тексты, а письмо от руки используется лишь в школе и там, где нужно поставить свою подпись (которая тоже постепенно уходит, сменяясь электронной).

Во всем мире происходит постепенный отказ от уроков чистописания. В Финляндии в 2016 году их заменили уроками печати. В Америке такие навыки исключили из обязательных стандартов. Объясняют это все заботой о ребенке - так у него освобождается время на действительно нужные ему занятия.

Такие изменения привели к тому, что современные дети не владеют мелкими движениями кисти, им трудно удержать ручку, проволочку, болтик и мелкие детали конструкторов. Но со всеми этими изменениями могут пропасть важные навыки.

Что дает письмо от руки?

1.Креативность

Исследования подтверждают, что школьники, пишущие тексты от руки регулярно, обладают большим словарным запасом, выстраивают более развернутые фразы и в целом отличаются развитой фантазией. У них усиливается нервная активность мозга в тех областях, которые связаны с рабочей памятью. Дети, набирающие текст на клавиатуре, проигрывают им по этим параметрам.

2. Память и понимание

И снова эксперименты доказывают пользу письма от руки. Студентов проверили на усвоение лекционного материала, но одним дали ноутбуки, а другим предоставили аудиозапись лекции и попросили зафиксировать для себя основные моменты от руки.  Снова результат оказался лучше у тех, кто писал сам. Это касалось не только обычного запоминания, но и понимания взаимосвязей. Объясняется такой результат довольно просто - при записи конспекта от руки, учитывая невысокую скорость письма (по сравнению с печатанием), студенту приходится более осмысленно выбирать то, что он запишет.

3. Проблем с чтением меньше

Всем педагогам начальных классов и воспитателям давно известно, что когнитивные способности развиваются вместе с моторными навыками. Поэтому у дошкольников и младших школьников так много заданий по типу "лепим букву из пластилина", "пишем цифру в воздухе" и пр.

4. Связь со стрессом

Сейчас очень популярны всевозможные раскраски-антистресс, принцип которых как раз построен на письме от руки. Письмо помогает сосредоточиться, успокоиться, а раскраски помогут "отпустить" переживания, накопившиеся за день. Эти занятия очень близки по своему действию с вышиванием, вязанием, лепкой и др., т.е. теми видами деятельности, где активно задействуется мелкая моторика.

Несмотря на все плюсы и минусы письма от руки, единого мнения по этому вопросу не существует. И если взрослый еще может сделать для себя выводы самостоятельно, то с детьми все сложнее - остается только радоваться, что российская школа в этом вопросе остается достаточно консервативной.

Читайте также: Как помочь младшему школьнику с математикой

Категории: 
автор: Ирина Еремеева

social share

Новостные заметки