Большинство школьников не обладают орфографической зоркостью: они не видят орфограммы, не могут разбить предложение на смысловые части, следовательно, и с пунктуацией у них проблемы. И эта трудность не решается простым увеличением выполненных заданий по образцу или заучиванием правил. Если у ребенка нет "врожденной грамотности", то взрослые должны четко понимать, что главное их оружие - терпение.

Лишь единицам достаточно двух или трех занятий в школе, чтобы навсегда запомнить правило и не сомневаться в выборе буквы или постановке запятой. Большинству все же придется изрядно потрудиться - регулярно заниматься, повторять и расширять знания по русскому языку.

Среди орфографических умений можно выделить 4 основных:

1. Умение видеть орфограммы - для этого нужно опираться на признаки или "опасные места", которые разбирают на уроках. Например, парные звонкие и глухие согласные помогут в изучении орфограммы о правописании согласных в конце слова.

2. Умение выбрать написание - здесь нужно знание самого правила (алгоритма) для выбора правильного написания (подобрать проверочное слов, изменить слово и т.д.).

3. Умение объяснить выбор (устно и графически) - выполняя графический разбор орфограмм, ребенок переводит текст правила в наглядную форму, которая понятна любому человеку.

4. Умение видеть ошибки помогает во время диктантов, письменных работ, изложений. Для этого нужны сформированные первые три умения. И если ребенок сам нашел свою ошибку и объяснил графически свой выбор, его ни в коем случае нельзя ругать или снижать отметку. Это нелогично, нужно наоборот поощрять такие действия.

Каждый учитель должен придерживаться четкой методической схемы для отработки орфографических навыков и умений. А родителям, которые занимаются с детьми самостоятельно, или хотят помочь ему дома при выполнении заданий, важно помнить:

- определите типичные для вашего ученика ошибки и проблемы; изучите правила на эту тему и разберите несколько примеров;

- не заставляйте просто переписывать текст или писать диктант; учите пользоваться графической системой обозначения орфограмм;

- помните о мотивации - ребенку легче заниматься правописанием, если он увидит результаты своего труда, даже самые маленькие; это снимает страх перед "непонятными" правилами;

- не торопите ребенка - грамотность развивается медленно, путем регулярных упражнений и повторений; у каждого человека свой темп и сравнивать его нужно только с самим собой, а не с другими детьми.

Читайте также: Как научиться писать сочинения: 6 простых советов

Категории: 
автор: Ирина Еремеева

social share

Новостные заметки