Проблема буллинга в России остра как никогда. На днях уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова отметила, что по статистике каждый третий ребёнок в стране сталкивался с травлей.

За рубежом эту проблему признали давно и уже много лет борются с ней, порою весьма успешно. Какие методы используют там?

Исследования показывают: самый неэффективный способ – это публичное наказание мучителей. Как правило, после этого они полны желания отомстить, а значит, жертвам достаётся вдвойне.

Самым эффективным средством признана «очная ставка» – метод разделенной тревоги. Как это ни странно, дети часто не понимают, какие страдания доставляют своим жертвам. Откровенный диалог с жертвой (в присутствии взрослых, разумеется) часто производит на хулиганов неизгладимое впечатление. Часто это даёт нужный результат.

В Великобритании, например, на площадках у начальных школ есть «скамейки дружбы». Если ребёнок чувствует себя одиноким и хочет с кем-то пообщаться, он может сесть на такую скамейку. Учителя следят за этими скамейками и помогают таким детям найти товарищей по играм и влиться в коллектив.

И в Британии, и в США существуют уроки, на которых обсуждаются проблемы травли. Где-то это делается иносказательно: детям рассказывают историю о травле с разными подробностями и сюжетами, а затем они обсуждают, как надо было поступить в данной ситуации. Где-то разбирают вполне конкретные проблемы в данном классе (если они, конечно, есть).

Во многих школах есть онлайн-карты: там дети отмечают места, где на них нападали хулиганы. Благодаря этому учителя выявляют «укромные» места и тщательнее их патрулируют.

В США и Канаде существует ещё один интересный подход: Link crew (команда связей). В школе создаётся команда из активных старшеклассников с лидерскими качествами. Их специально обучают для того, чтобы они шефствовали над ребятами помладше. Особое внимание они уделяют новеньким. На каждого члена команды – 3-5 человек подшефных. По сути, необходимо лишь регулярно проведывать своих подопечных и спрашивать, всё ли в порядке. Правда, в случае возникновения проблем ребята из команды должны будут помочь разрешить конфликт – для этого они регулярно проходят тренинги с психологом. Казалось бы, кому в школе захочется добровольно заниматься такой ерундой? Однако конкурс в такую команду иногда достигает 5 человек на место. Участие в команде является полноценным школьным предметом, за который её члены получают оценку.

В казахстанских школах действует Совет отцов. Это избираемый орган, в который входят уважаемые папы. Как правило, это сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры или юристы. Обратиться туда может как учитель, заметивший травлю, так и ученик-жертва. Как правило, одной беседы членов такого совета с хулиганом хватает, чтобы травля прекратилась.

Есть и ещё одна методика, которая считается очень эффективной, но довольно сложной в исполнении. «No blame approach» – методика «Без обвинений». В классе, где травят какого-то ребёнка, выбираются несколько детей-помощников. В эту группу должны входить и сами хулиганы, и нейтральные ребята. Не требуя от них никаких обещаний, ни в чём никого не обвиняя, их просят внести посильный вклад в улучшение ситуации – кто как может. Причём желательно, чтобы их просил не учитель, у которого они фактически находятся в прямом подчинении, а какой-то другой взрослый – возможно, школьный психолог. Кто-то может просто почаще общаться с жертвой травли, кто-то – сидеть с ней за партой, а кто-то – просто перестать издеваться. Каждую неделю помощники собираются и обсуждают, что удалось, что не удалось и что ещё можно попробовать. При таком подходе довольно высоки шансы того, что примерно через 2 месяца ситуация полностью нормализуется.

 

Категории: 
автор: Надежда Веселова

social share

Новостные заметки